Как взорвать консервативную Испанию и оседлать свободу » Журнал "А"
Культурное наследие Испании
Как взорвать консервативную Испанию и оседлать свободу

Как взорвать консервативную Испанию и оседлать свободу

Педро Альмодовар – один из лучших испанских режиссеров современности.

Недавно мы уже рассказывали об одном знаковом режиссере Испании ХХ века – Луисе Бунюэле. Бесспорно, еще одна гордость испанского кинематографа – это Педро Альмодовар, очень разноплановый художник, создающий на экране свои миры с нотками сюрреализма, от которых невозможно оторваться. Фильмы Альмодовара причудливо соединяют реальность и вымысел, почти как Бунюэлевские эксперименты со сном. Альмодовар и сам признается, что Бунюэль его учитель, наравне с Билли Уайлдером и Альфредом Хичкоком. Поговорим же о режиссере, чей взлет связан с довольно откровенными, подобными глотку свежего воздуха фильмами, ознаменовавшими важный этап в жизни Испании после окончания чопорной и консервативной эпохи правления диктатора Франко. 

Похожи и биографии режиссеров, только жизнь Альмодовара покажется нам, жителям двадцатых годов двадцать первого века, ближе и понятнее, словно более подробная и современная история Бунюэля. 

Путь наверх Педро Альмодовара

Как Альмодовару удалось пройти путь от нищего творческого парня до его нынешнего состояния, когда на запросы вроде «культовые испанские режиссеры» или «лучший режиссер Испании» поисковик отвечает тебе именем «Педро Альмодовар» в первых же строках?

Педро вырос в очень небогатой семье. Правда, в испанской провинции Кастилия Ла-Манча бедность была всеобщей, так что в этом плане он не стал изгоем. Распространена была там и религиозность, что угнетало юного Педро, который в дальнейшем стал апологетом свободы. Как и Бунюэля, этого испанского режиссера родители тоже хотели сделать священником. Но из этого ничего не вышло.

Сбежав из церковно-провинциального ада, он попадает в ад капиталистическо-урбанистический. В 16 лет, приехав в Мадрид, трудится на самых разных временных работах, от разносчика пиццы до сборщика макулатуры, пока на двенадцать лет не оседает в фирме «Телефоника» в качестве простого служащего.

Оказавшись наконец-то в стабильном положении, к тому же в крупном городе с массой возможностей, Альмодовар увлекся техникой, даже приобрел камеру Super 8 в 1971-м, создал свою музыкальную группу, писал рассказы и, наконец, стал частью театральной труппы «Los Goliardos». Вооружившись камерой, на которую сумел скопить, и знакомствами среди актеров в придачу к доступу к костюмам, находчивый молодой человек потихоньку начал свой путь настоящего режиссера, творца! Альмодовар признавался, что окном в другой мир, где «живут свободные люди», для него стали американские фильмы. 

Через несколько лет после того, как после мучительной агонии скончался старый диктатор Франко, Альмодовар приступил к съемкам – совершенно кустарными методами. Собирались по выходным (потому что у всех работа), оборудование – арендовано, с деньгами помогают друзья… Зато никаких продюсеров и цензуры! В 1979 в изголодавшейся по свободе Испании увидел свет его самый первый полный метр: «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки». Невероятно откровенная даже по сегодняшним меркам секс-комедия. Не самого высокого качества, но наполненная тем, по чему испанцы так стосковались за десятилетия консервативной диктатуры. Сам Альмодовар признается, что доволен этой работой. Ведь если фильм всем хорош, но в нем пара ляпов – это заметно, а если в фильме сплошные ляпы, но при этом он смотрится – это уже стиль. 

Думаю, российским читателям почудится нечто знакомое в популярности развязных и откровенных картин Альмодовара эпохи восьмидесятых. Нашему человеку было удивительно и невероятно в Перестройку и в девяностые смотреть передачу «Взгляд» и фильм «Интердевочка», слушать песни рок-группы «Сектора Газа». Так и фильмы Альмодовара в постфранкистской Испании стали глотком свежего воздуха, чем-то новым, невероятным в своей откровенности. Конечно, нынче ничем подобным уже никого не удивишь, но Альмодовар, безусловно, неплохо угадал, попал в свое время и своего зрителя. И в чем еще одна его заслуга – со временем сумел сделать свои проекты намного глубже. 

Первый фильм выстрелил, и Альмодовар не упустил своего шанса. Вместе с братом они открыли продюсерскую компанию. Решение оказалось весьма дальновидным, ведь это позволило во многом уйти от цензуры и снимать так, как хочется. А именно так, как хотелось Альмодовару, жаждал и зритель. Популярность режиссера росла, его имя гремело уже не только в Испании.

Восьмидесятые Альмодовара

Альмодовар на все десятилетие «оседлал» направление фильмов о сексуальной свободе и полной раскованности с невероятными на тот момент персонажами вроде трансвеститов и гомосексуалистов. Таким он запомнился испанцам, а в дальнейшем и всему миру. Конечно, сейчас имя Альмодовара – это нечто большее, он перерос себя. Но это нечто, феномен «свободы», которую он пропагандировал, осталось с ним навсегда. Самая любимая зрителями картина того времени, безусловно, – «Женщины на грани нервного срыва». 

Девяностые Альмодовара

В девяностые легкие и провокационные фильмы Альмодовара приобрели глубину, не теряя откровенной показной сексуальности. В это десятилетие режиссер вышел на новый уровень. Если у картины «Женщины на грани нервного срыва» 1988 года была масса европейских наград, то фильм «Все о моей матери» 1999 года получил «Оскар» и приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале, вместе с другими открыв замечательный век массового кинематографа, который пришелся на начало тысячелетия. 

Профессиональная и личная жизнь Альмодовара

Стоит упомянуть, что в картинах культового режиссера мелькают ярчайшие и известнейшие актеры Испании: Пенелопа Крус и Антонио Бандерас. Альмодовар, кстати, был не последним человеком, благодаря которому эти два испанских актера стали известны всей планете. Уже в десятых годах нового века (в 2013 и 2018) они играют в его фильмах пару, то в комедии, то в более глубокой драме. Кстати, о Пенелопе Крус Педро Альмодовар даже сказал, что она единственная, от кого он хотел бы иметь детей. Хотя на самом деле они только друзья и коллеги, как уверяет сама актриса.

На личном фронте у Альмодовара все иначе, потому-то Крус, возможно, и не восприняла его фразу о детях всерьез. Педро Альмодовар – открытый гей. С 2002 года он состоит в отношениях с фотографом Фернандо Иглесиасом. Тема гомосексуальности и свободной любви постоянно мелькает в его фильмах, будоража умы общественности с тех времен, когда и говорить-то о таком было не комильфо! 

Альмодовар и Россия

Занимательно, что нашей стране часто приписывают, мягко говоря, отсутствие нежных чувств к однополой любви и ее сторонникам, и при этом у Альмодовара в России имеется группа верных фанатов. Его фильмы, конечно, не лезут из каждого утюга, как блокбастеры про супергероев, ведь аудитория у них не такая обширная, зато преданная и стабильная. А посему многие новые фильмы режиссера можно посмотреть в русском дубляже, а старые, даже «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки», легко найти в переводе!

В эпоху Перестройки, в 1989 году, Альмодовар приехал в Москву, где его фильмы вместе с работами еще четырнадцати режиссеров показывали на фестивале. На пресс-конференции режиссер взял слово и объявил, что приехал сюда не проигрывать, как Наполеон, а побеждать. Судя по популярности его картин в России – это ему удалось.

Конфликт с Испанской киноакадемией

Особого внимания заслуживает история с картиной «Поговори с ней». В 2002 году Альмодовар выпустил этот фильм, а через три года «Дурное воспитание», и оба претендуют на третий «Оскар», но… Испанская киноакадемия отказалась выдвигать их. Произошел конфликт. Режиссер и его брат вышли из состава академии. Для Педро это событие стало знаковым: он окрестил поведение киноакадемии цензурой. Ходят слухи, что Испанская киноакадемия просто решила, что на планете слишком много Альмодовара, пускай узнают и других! Но, как мы видим, маэстро такой один, и его фильмы известнее работ остальных испанских режиссеров. 

Альмодовар сегодня

Альмодовар до сих пор здравствует и продолжает снимать фильмы, которые в чем-то следуют его изначальным установкам, но и что-то новое в них, безусловно, есть. Последняя работа режиссера – «Параллельные матери», в которой снова блистает его муза – Пенелопа Крус (она все еще очень хорошо выглядит для своего возраста) – вызвала в интернете неоднозначную реакцию. С одной стороны, сложно держать планку, когда ты практически лучший режиссер в стране. С другой, нам фильм понравился… но об этом – в следующих статьях!

P. S. Не забудьте оставить комментарий и подписаться на наши новые публикации, чтобы не пропустить всё самое интересное!

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии