От талантливого хулиганства до «Оскара» » Журнал "А"
Культурное наследие Испании
От талантливого хулиганства до «Оскара»

От талантливого хулиганства до «Оскара»

Сюрреализм в кино. Луис Бунюэль – выдающийся режиссер XX века.

Когда речь идет о сюрреализме, мы в первую очередь вспоминаем, мягко говоря, неординарные творения Сальвадора Дали. Однако двадцатый век ворвался в искусство с новым жанром – кино, и под руку с Дали в новый мир вступил товарищ его юности, Луис Бунюэль. 

Свой первый фильм Бунюэль снял в двадцать восемь лет. «Андалузский пес» стал шокирующей картиной, которая была просто обречена на требования ее полицейского запрета. Что поделаешь: там человеку разрезают глаз, и по ладони бегают муравьи. Эти и другие неприятные физиологические подробности очень пугали, как тогда выражались, «людей без мозолей на руках».

Так Бунюэль начал провоцировать светскую, благопристойную публику, в терминах актуального для режиссера марксизма – тревожить буржуазию. Но так Бунюэль только начал свою карьеру, которая порой напоминала тычки палкой в осиный рой.

Забавно, что современное искусство обвиняют в «левачестве», апеллируя к XX веку как к его противоположности и некоему идеалу. Но ведь Бунюэль, годы славы которого пришлись на середину прошлого столетия, – антиклерикал и коммунист. В своих фильмах он часто высмеивает пережитки сословного общества, буржуазную мораль, католическую церковь. Не повторяя соцреалистических штампов, сюрреалист действует более тонко. В его арсенале и ирония, и легкое подтрунивание, и абсурд. Что называется, почувствуйте разницу между пропагандой и искусством.

Луис Бунюэль появился на свет 22 февраля 1900 года в деревне Каланда. По его собственным словам, Средние века здесь продолжались до Первой мировой войны. Учился будущий режиссер в Сарагосе, в иезуитском колледже. Кстати, это не единственный коммунист двадцатого века, кто получал образование у монахов, а в итоге стал богоборцем. 

Однако моральный кодекс Бунюэлю привили именно сюрреалисты. С ними, в частности, с Сальвадором Дали, он сошелся уже в Мадридском университете, куда поступил в семнадцать лет. В 1925 году Бунюэль уехал в Париж, где вместе с Дали снял свои первые фильмы, которые вызвали небывалый скандал.

1934 год: режиссер женится и возвращается на родину. Но в Мадриде он пробудет недолго. Через два года в Испании начинается Гражданская война, и Бунюэль возвращается в столицу Франции. Еще два года – и наш герой в США, благодаря чему он, по сути, и уцелел, ведь в Европе шла война. В 1946 Бунюэль вернулся в Париж, но затем сразу же отправился в Мексику. 

Почему такой зигзаг? В США он уехал, чтобы консультировать создателей фильмов о Гражданской войне в Испании, но к 1946 году для него не осталось работы на Фабрике грез, а в Мексике в то время киноиндустрия как раз развивалась – почему бы не закрепиться? Там он серьезно – почти на двадцать лет – задержался, снял бо́льшую часть своих работ и только в 1963-м вернулся в Европу – во Францию, где получил международное признание. Стоит заметить, что все это время режиссер периодически перелетал через океан, то доснимая некоторые фильмы со старыми коллегами в Мексике, то останавливаясь во Франции. 

Часто известные сюжеты подаются Бунюэлем в нестандартном свете, причем режиссер четко следует идеям сюрреализма, антибуржуазности и антиклерикализма. Так, Робинзон Крузо из одноименного фильма 1954 года изначально пренебрежительно относится к Пятнице из-за своей буржуазной предвзятости к туземцам.

В Испанию Бунюэль вернулся только в 1968 году. Поутихли политические страсти.

Вообще, до сей поры творчество Бунюэля состояло из двух частей. Одни фильмы он снимал для денег, часто по заказу продюсеров, при этом не забывая добавлять туда свои идеи; в других решал собственные творческие задачи, творя чистый артхаус. Одним из примеров «коммерческого кино» стала «Дневная красавица», экранизация книги Жозефа Касселя, где все же присутствует безусловно узнаваемый стиль Бунюэля. Именно этот фильм стал первым шагом к мировому признанию, получив Гран-при «Золотой Лев святого Марка» на Венецианском кинофестивале. Уже став полностью глухим, Бунюэль снял «Скромное обаяние буржуазии», за которое в 1972 году получил премию «Оскар». 

Свою жизнь Бунюэль тоже смог обставить как фильм. За год до смерти вышла в свет его автобиография «Мой последний вздох». И в 1983 году, прожив долгую, невероятно насыщенную жизнь, помотавшись между двумя берегами Атлантики, Бунюэль покинул этот мир. 

Говоря современным языком, Бунюэль был своего рода троллем. Троллем от мира нового искусства, «важнейшего из искусств». Троллем, хайпующим на запретных темах. В начале карьеры он показывал в кинотеатрах сцены жестокости и порнографии, потешаясь над чопорной буржуазной моралью тех лет; а в конце, уже в 70-ые годы, он смеется над появляющейся (и более знакомой нам) угрозой терроризма.

Несмотря на то что в своих фильмах Бунюэль часто заигрывал с откровенными темами, в 1928 году, показывая на большом экране крупным планом женские ягодицы, а через сорок лет снимая картину о жене богача, для развлечения работающей в борделе, в личной жизни режиссер был полной противоположностью себе творческому. Безудержная испанская ревность, патриархальные порядки, все решения в семье принимает муж… Так вспоминала его жена. С одной стороны, это, безусловно, отпечаток иезуитского воспитания, с другой – чтобы быть режиссером, нужно уметь поддерживать дисциплину в коллективе.

Мы приглашаем вас поговорить о том, какие фильмы талантливого режиссера Бунюэля стоит посмотреть.

P. S. Не забудьте оставить комментарий и подписаться на наши новые публикации, чтобы не пропустить всё самое интересное!

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии